Подвижная автомобильная ремонтная мастерская

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Подвижная автомобильная ремонтная мастерская » Мотоциклы » Ирбитский мотоциклетный завод


Ирбитский мотоциклетный завод

Сообщений 21 страница 27 из 27

21

Мотоцикл «Урал» М-67

 
Новая модель «Урал» М-67 имеет большую надежность, долговечность и лучшую проходимость. Внешне «Урал» М-67 почти не отличается от своего предшественника. Незначительно изменилась рама. Стойки крепления задней маятниковой вилки смещены назад на 20 мм. Благодаря этому стало возможным снимать коробку передач и заменять муфту упругого кардана, не снимая двигатель. На мотоцикл М-67 можно установить коробку передач с карданным валом от мотоцикла «Днепр».
На новой модели мотоцикла вместо 6-вольтового применено 12-вольтовое электрооборудование. С этой целью установлен более мощный (150 Вт) генератор переменного тока со встроенным выпрямителем.
Благодаря применению двухкулачкового тормоза переднего колеса значительно повысилась эффективность торможения. Износ тормозных накладок компенсируется регулировочными болтами.
Небольшая партия мотоциклов будет выпущена с седлом-подушкой, чтобы на практике проверить достоинство таких седел по сравнению с треугольными.
Достоинством мотоцикла М-67 является высокая унификация его узлов и деталей с мотоциклом «Днепр» МТ-10.

Годы выпуска: 1974—1977
http://sg.uploads.ru/t/I7ujo.jpg  http://sh.uploads.ru/t/3lMes.jpg
http://sg.uploads.ru/t/xrLIH.jpg  http://sg.uploads.ru/t/W0PkG.jpg
http://sh.uploads.ru/t/OiMIv.jpg  http://sg.uploads.ru/t/57RQy.jpg

Техническая характеристика мотоцикла Урал М 67

Габаритные размеры, мм
длина 2490
ширина 1700
высота 1100
База мотоцикла (расстояние между осями колес), мм 1100
Дорожный просвет при полной нагрузке и нормальном давлении в шинах, мм 125
Колея, мм 1160
Максимальная скорость, км/ч 105
Масса, кг 330
Максимальная нагрузка, кг 260
Средний эксплуатационный расход топлива на 100 км пути при движении в различных дорожных условиях с переменной нагрузкой,л 8
Двигатель
Тип Четырехтактный, карбюраторный, двухцилиндровый с оппозитным расположением цилиндров, воздушным охлаждением
Рабочий объем, см3 650
Диаметр цилиндра, мм 78
Ход поршня, мм 78
Степень сжатия 7
Максимальная мощность, л.с. 36
Максимальная мощность, кВт 26,5
Частота вращения коленчатого вала при максимальной мощности, об/мин. 4600-4900
Максимальный крутящий момент. Нм 45
Карбюратор К-301Г
Воздухоочиститель Комбинированный инерционный контактно-масляный фильтр с двухступенчатой очисткой

Трансмиссия 
Сцепление Сухое двудисковое, ведомые диски с накладками с обеих сторон
Карданная передача Карданный вал с эластичной муфтой и шарниром на игольчатых подшипниках
Главная передача Пара конических колес со спиральными зубьями, передаточное число - 4,62
Коробка передач Четырехступенчатая, с передаточными числами на 1,2,3,4 передачах 3,6;2,28;1,7;1,3 соответственно

Электрооборудование
Система зажигания Батарейная
Напряжение, В 12
Аккумуляторная батарея 6МТС-9 или 2шт.3МТ-6
Генератор Г-424
Реле-регулятор РР-330
Прерыватель-распределитель ПМ302
Катушка зажигания Б204

Ходовая часть
Рама Трубчатая двойная закрытого типа
Подвеска переднего колеса Телескопическая вилка с гидравлическими амортизаторами двустороннего действия
Подвеска заднего колеса Рычажная на пружинно-гидравлических амортизаторах двустороннего действия, регулируемых по высоте
Ход переднего колеса, мм 140
Ход заднего колеса, мм 95
Размер шин, дюйм 3,75-19
Тормоза Колодочные, с фрикционными накладками на переднем и заднем колесе

Заправочные объемы
Топливный бак, л 19
Картер двигателя, л 2,3
Картер коробки передач, л 1,2
Картер главной передачи, л 0.11
Воздухоочиститель, л 125

Источники:
http://www.ural.cc/index.php?index
http://kotjar.ucoz.ru/publ/2-1-0-1
http://moto-ural.ru/models.php
http://uraldnepr.ru/index/0-30
http://uraldnepr.ru/photo/23
http://www.motonews.ru/top/ural/
http://oppozit.ru/modules.php?name=News … w_topic=43
http://www.motovelosport.ru/articles/ural/index.php
http://moto4you.ru/content/category/4/14/27/
http://motosvit.com

22

http://s2.uploads.ru/t/8G6KX.jpg  http://s2.uploads.ru/t/wxtFg.jpg
http://s7.uploads.ru/t/iUa78.jpg  http://s6.uploads.ru/t/agAtj.jpg
http://s2.uploads.ru/t/ZOxP7.jpg  http://s6.uploads.ru/t/i4zvY.jpg

23

Злой лисапет!
Я так понимаю,материал уже  послевоенный и еще вопрос: какое развитие получила эта тема?

24

Пан написал(а):

Злой лисапет!
Я так понимаю,материал уже  послевоенный и еще вопрос: какое развитие получила эта тема?

Нет, это 1942 год - "Всё для фронта - всё для Победы!"
После войны и "Максим" и сорокопятка отошли в прошлое, для миномётов нашлись автомобили. Мотоциклы остались для хозяйственных нужд (у старшины роты в ПАРМ-3М, например) и для разведки и связи, но уже с ДП
А во время войны все средства были хороши!
http://s2.uploads.ru/t/oiHzP.jpg  http://s6.uploads.ru/t/2FtsB.jpg
http://s7.uploads.ru/t/X6qTb.jpg  http://s6.uploads.ru/t/TGcbH.jpg

25

Ясно.

А вьючную живность и в наши дни активно используют в качестве носителей вооружения:
http://s00.yaplakal.com/pics/pics_original/8/9/0/206098.jpg

26

http://s8.uploads.ru/t/5jwsP.jpg
Советская Боевая, Гражданская и Спортивная мотолегенда. Всем мотоциклам мотоцикл

http://sh.uploads.ru/t/Gi4E7.jpg
Всем мотоциклам мотоцикл. М-72 с ПТРС. «Атаковать с ходу, лихо, по молодецки!» Нестор Махно

http://sh.uploads.ru/t/gZRyr.jpg
Советская Боевая, Гражданская и Спортивная мотолегенда. Минометный взвод на мотоциклах М-72 ведет огонь по противнику

http://sg.uploads.ru/t/q9x5J.jpg
Всем мотоциклам мотоцикл. М-72 с ППШ — оружие последнего шанса в случае засады

Источник: --

27

Авторы: А. Кириндас, И. Ксенофонтов

http://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t526066.jpg

«Русский БМВ»

Советские военные специалисты внимательно следили за развитием мирового мотоциклостроения, особенно германского. Выявить лучшую иностранную конструкцию для последующего копирования предстояло на государственных междуведомственных испытаниях 15 мотоциклов различных классов фирм BSA, Zundapp, BMW и др., организованных в начале 1940 г. Для сравнения в них участвовали и отечественные ИЖ-9, Л-8, ТИЗ и А-750. Лучше всего себя показал германский BMW R-71 с боковой коляской. Это был надежный, неприхотливый мотоцикл с высокими эксплуатационными качествами.

Позже Главное автобронетанковое управление провело обсуждение текущих проблем эксплуатации мотоциклов в Красной Армии. На расширенное заседание пригласили представителей мотоциклетных заводов, среди которых были известные испытатели мотоциклов Б.В. Зефиров, С.И. Карзинкин, преподаватель Военной академии механизации и моторизации РККА имени Сталина И.И. Дюмулен и другие специалисты. По итогам совещания было решено воспроизвести на отечественных заводах BMW R-71 (в советских документах – К-71). Этот мотоцикл был интересен в техническом плане, и его освоение могло привнести ряд важных новшеств в мотопром СССР: дуплексную раму, пружинную свечную подвеску заднего колеса и телескопическую вилку, ножное переключение передач, карданную передачу на колесо. При этом конструкция прототипа не являлась технологически сложной и допускала массовое производство.

http://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t783744.jpg  Укомплектованный М-72 готов к отправке на фронт.

Характерное для R-71 оппозитное расположение цилиндров не являлось чем-то необычным, но у нас в те годы не применялось. Оппозитная схема обеспечивала высокую уравновешенность и хорошее охлаждение мора потоком встречного воздуха, что было важно для нагруженной армейской модели. Надежность двигателя достигалась подшипниками качения коленчатого вала. Ряд агрегатов (масляный насос, прерыватель зажигания и генератор) приводились шестернями. В то же время конструктивно этот мотор не считался передовым к началу 1940-х гг., так как в нем применялся нижнеклапанный механизм. Цилиндры и головки двигателя изготавливались из чугуна. При сопоставимом с А-750 рабочем объеме двигатель BMW был мощнее примерно треть (на 7 л.с.). Мотоцикл с коляской обеспечивал перевозку трех бойцов и стрелкового вооружения по любым дорогам со скоростью до 85-90 км/ч.

Сегодня можно сказать, что решение о принятии в качестве прототипа BMW R-71 было поистине историческим. Во-первых, появился армейский мотоцикл, удовлетворявший требованиям того времени. А во- вторых, освоение выпуска поднимало мотопром СССР на новый уровень технологий 1940-х гг. Следует отметить и то, что новый мотоцикл полностью перечеркивал все довоенные наработки мотозаводов: ни одна из отечественных моделей не получила дальнейшего развития.

http://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t52314.jpg  М-72 мог эксплуатироваться и как мотоцикл-«одиночка».

Для организации работ по перспективной машине в августе 1940 г. организовали Центральное конструкторское бюро по мотоциклостроению (ЦКБМ), которому поручалось выпустить к 1 ноября 1940 г. комплект технической документации нового образца на основании имеющихся материалов по немецкому прототипу. Отечественный аналог назвали М-72.

В ЦКБМ одну немецкую машину разобрали до последней детали. В лабораториях НАТИ также исследовали химический состав почти сотни подлинных деталей и предложили им эквивалентную замену на материалы в соответствии с ГОСТами СССР. В целом ЦКБМ поручалось в точности повторить конструкцию BMW.

Позднее, весной 1941 г., при утверждении серийной документации решили несколько доработать конструкцию, главным образом в части увеличения емкости топливного бака и адаптации электрооборудования к отечественным реалиям. К слову сказать, в наши дни некоторые недобросовестные антиквары нередко пытаются продать «русский БМВ» с новодельными эмблемами на топливном баке под видом оригинального немецкого мотоцикла, объясняя наличие современного электрооборудования «колхозингом», хотя при этом сама форма топливного бака позволяет идентифицировать модель однозначно. Впрочем, в последнее время появилась возможность приобрести и новодельный топливный бак польского изготовления, неотличимый от настоящего. А китайская компания Chang Jiang пошла еще дальше и стала предлагать копию BMW R-71 уже целиком.

Создание М-72 велось с невиданным для мотопрома СССР размахом – для этого привлекли несколько десятков заводов по всей стране. Головным определили Московский мотозавод (ММЗ) – бывший Московский велозавод, один из наследников «Дукса». Двигатели должен был изготавливать Автозавод им. Сталина (ЗИС) и комплектовать их коробками передач Московского автозавода им. Коммунистического интернационала молодежи (КИМ), основной гражданской продукцией которого являлся новый автомобиль КИМ-10. Еще одно предприятие автомобильного профиля – автозавод в Горьком – обязывалось поставлять колеса, карданные валы и коляски. Выпуск светотехники передали в г. Киржач. Трубы для рам должны были получать с Харьковского велозавода.

Административно-командная система, грамотно сочетавшая поощрения с наказаниями, творила чудеса: менее чем через год, в начале 1941 г., руководству страны в Кремле продемонстрировали два опытных образца М-72 вместе с эталонным BMW R-71. Известный гонщик, водитель-испытатель Московского мотозавода Борис Зефиров несколько раз объехал Царь-колокол. Присутствовавшие после недолгого обсуждения одобрили новый армейский мотоцикл М-72.

Постановление СНК и ЦК ВКП(б) № 456-189сс от 4 марта 1941 г. закрепило за существовавшими в СССР мотозаводами модели для Красной Армии и определило новые объемы производства.

http://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t351850.jpg  М-72 в дозоре.

Технические характеристики мотоцикла М-72 с коляской

Длина, мм

2420

Ширина, мм

1650

Высота, мм

1000

База, мм

1430

Масса (сухая), кг

325

Максимальная нагрузка, кг,

300

Максимальная скорость, км/ч

85

Тип двигателя

4-тактный, 2-цилиндровый, оппозитный, нижнеклапанный

Рабочий объем, см³

746

Диаметр цилиндра и ход поршня, мм

78x78

Степень сжатия

5,5

Максимальная мощность, л.с., при об/мин

22/4600

Максимальный крутящий момент, Нм, при об/мин

39,2/3200

Вместимость топливного бака, л

22,0

Привод заднего хода

Карданный

Подвеска заднего колеса

Свечная

Передняя вилка

Телескопическая, с гидравлическими амортизаторами

Размер шин

3,75-19"

Годы выпуска

1941-1961

По замыслу руководства Народного комиссариата среднего машиностроения (НКСМ), ведущая роль отводилась мотоциклам М-72: помимо Москвы, их решили выпускать еще и на Ленинградском мотозаводе (ЛМЗ, он же «Красный Октябрь»), Харьковском мотозаводе (ХМЗ) и на Таганрогском инструментальном заводе №65. Изготавливать двигатели для М-72 (помимо ЗИСа) предстояло также Киевскому заводу мотоциклетных моторов (КЗММ). Мотозаводам ЛМЗ, ММЗ и ХМЗ поручалось начать выпуск уже в июне 1941 г. и к концу года выйти на необходимые производственные мощности.

Оставались в планах и старые модели, выпуск которых должен был идти параллельно. В Таганроге продолжали собирать АМ-600. В Ленинграде и Серпухове предполагалось производить Л-8. Кроме того, в Серпухове и Ижевске предполагалось делать ИЖ-9 и ИЖ-12.

Однако в установленные сроки в Ленинграде начать выпуск М-72 не успели, а в Москве и Харькове изготовили лишь несколько сот мотоциклов, когда эти заводы и их смежники оказались под угрозой захвата, что вынудило начать эвакуацию предприятий на Восток. Ленинградский мотозавод в июле переехал в Горький, на площади инструментального цеха завода «Красная Этна»; туда же позже перевели Харьковский мотозавод. Таганрогский завод отправили в Тюмень, Серпуховский – в Ижевск, на площади мотоциклетного завода, который, в свою очередь, переключили на производство пулеметов.

Постановление Совета по эвакуации при СНК СССР от 21 октября 1941 г. предписывало Московскому мотозаводу, головному по выпуску М-72, эвакуироваться в Ирбит, на площади бывшего пивоваренного завода. Эвакуацию проводили в спешке – за несколько суток, на морозе и при бомбежках. В вагоны и даже на открытые платформы грузили оборудование и уже готовые узлы (так называемую «незавершонку»). Затем эти эшелоны месяц, а то и два добирались до пунктов назначения на Востоке страны. Следом отправили и специалистов, но лишь малую часть от требовавшихся – остальных призвали на фронт.

Эвакуировали и московский завод КИМ. В марте он начал освоение коробок скоростей М-72 и к июню вышел на заданную мощность. С началом войны производство малолитражного автомобиля КИМ-10 прекратили, а кузовные штампы и уникальное оборудование вывезли в Омск. Параллельно с продолжением выпуска КПП для мотоциклов завод освоил выпуск комплектующих для артиллерийских заводов №4 и №8, а также фугасных огнеметов и снарядов. В октябре началась эвакуация завода КИМ в Ташкент, однако в пути маршрут изменили и местом нового размещения выбрали Свердловск. До эвакуации завод КИМ успел изготовить 3615 коробок передач.

Также трудно проходила эвакуация и других предприятий, занятых в выпуске М-72. Производственная кооперация, сложившаяся до войны, была нарушена. На новых местах, на совершенно неприспособленных площадях, зачастую под открытым небом пришлось заново восстанавливать и организовывать производство мотоциклов. Фактически не было ничего – электроэнергии, литейных, кузнечных и инструментальных цехов, станочного оборудования. Да и работать было некому, не говоря уж о специалистах. Восполнять кадры приходилось за счет женщин, школьников и инвалидов, вынужденных трудиться в условиях военного времени при 10-12-часовом рабочем дне.

http://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t231570.jpg  Опытный М-73 Горьковского мотозавода с отключаемым приводом колеса коляски, 1943 г.

http://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t986704.jpg  Опытный верхнеклапанный двигатель М-75 Ирбитского мотозавода, 1943 г.

Все заводы постоянно срывали выпуск продукции и ни за один военный год план не выполнили. Далеко не все изготовленные мотоциклы и моторы принимались ОТК заводов, а затем и военной приемкой. Например, в III квартале 1944 г. после приемки ОТК ИМЗ предъявил военной приемке ГБТУ КА 555 мотоциклов. Из них 80 мотоциклов забраковали окончательно с аннулированием пробеговых испытаний, а еще 475 возвратили заводу для доработки с повторным испытанием согласно техусловиям. Таким образом, из всех мотоциклов, предъявленных заводом в III квартале после приемки ОТК военным, ни одного без дефектов не оказалось. Дефицит кадров и перебои со снабжением приводили к хроническому недовыполнению плана выпуска М-72, что стало основанием для проведения неоднократных расследований.

Так, заместитель наркома Госконтроля СССР А. Цыпко писал 20 января 1945 г. директору ИМЗ А. Макарову:«Наркомат Государственного Контроля Союза ССР предупреждает Вас, что если Вами не будет наведен порядок в организации производства мотоциклов, а также в хранении, учете и расходовании материальных ценностей, то Вы будете привлечены к ответственности». Действительно, неоднократно поднимался вопрос о привлечении руководства заводов и возбуждались дела, но каждый раз установив, что«плоскости картера коробки передач вместо шлифовки на станке зачищаются вручную» или что «из имеющихся 493 штампов 127 требуют замены и 223 капитального ремонта», следователи дела прекращали. Заводы действительно делали невозможное в то трудное время.

http://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t945699.jpg  Опытный TM3-53 Тюменского мотозавода с ведущей коляской и шинами 6,0-16” Ground Grip, 1943 г.

http://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t928621.jpg  Коляска к М-72 под 82-мм миномет.

Статистика сборки, испытаний и приемки моторов М-72 по цеху моторов ИМЗ за десять месяцев 1944 г

Месяцы

Собрано моторов

Принято ОТК

Сдано для сборки на машины

Возвращено со сборки

Январь

350

334

334

100

Февраль

234

210

207

84

Март

400

390

390

117

Апрель

355

350

349

113

Май

375

363

363

88

Июнь

415

259

259

106

Июль

313

306

301

38

Август

149

254

254

137

Сентябрь

214

197

193

179

Октябрь

330

426

425

117

Всего за 10 месяцев

3135

3089

3075

1049

Проблемы со снабжением вынудили ликвидировать производство мотоциклов в Тюмени, а кадры и оборудование направить на другие предприятия. В 1943 г. приняли решение снять с производства мотоцикл АМ-600 как устаревший и не имеющий прочной производственной базы. В следующем году его выпуск прекратили. В общей сложности за годы войны военная приемка получила 16861 мотоцикл М-72, собранный на заводах в Ирбите, Горьком, Москве, Тюмени и Харькове.

Не менее важными являлись вопросы ремонта. В годы войны действовало порядка 25 бронетанковых и авторемонтных заводов (БТРЗ), не считая мастерских. Один из них, БТРЗ-20, находился на территории нынешней ВДНХ. Здесь осуществляли ремонт как отечественной, так и импортной техники. Объем ремонта был столь значителен, что на заводе действовали два тележечных конвейера: один – для М-72, другой — для ТИЗ. Ремонтировали и отдельные машины. Зимой 1941-1942 гг. на БТРЗ-20 поступили мотоциклы ИЖ-1 и ИЖ-3. Последний сочли негодным для ремонта и списали в брак, а ИЖ-1 восстановили и он, пережив военное лихолетье, сохранился до наших дней.

http://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t614035.jpg  Коляска модели ДП с пехотным ручным пулеметом Дегтярева.

http://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t889563.jpg  Коляска модели ОМ со специальным оборудованием для установки ранцевого огнемета.

http://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t748209.jpg  Коляска модели ДС-1 со станковым пулеметом Дегтярева ДС.

http://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t967692.jpg  http://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t892634.jpg
Опытный мотоцикл М-72, оборудованный в НАТИ бронированными щитами.

http://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t995882.jpg  Размещение мотоцикла М-72 на платформе Д-11.

Варианты и модификации

Мотоцикл М-72 послужил базой для создания целого ряда опытных и серийных конструкций.

В годы войны на Ирбитском мотозаводе разработали и изготовили опытный верхнеклапанный двигатель М-75: у серийного агрегата заменили цилиндры и головки цилиндров, использовав детали немецкого BMW R-51. Двигатель М-75 за счет верхнего расположения клапанов развивал мощность 28 л.с. вместо прежних 22 л.с. Конструкторское бюро завода испытало новый двигатель на мотоцикле М-72, при этом отмечалась лучшая динамика и экономичность. Однако из-за ряда недоработанных узлов М-75 в производство не приняли.

Сконструировали и испытали приспособления по установке на коляску мотоцикла М-72 противотанкового ружья и другого вооружения, а также разработали специальную коляску под установку 82-мм батальонного миномета. В опытном порядке М-72 оборудовали броневыми щитами.

Большое внимание уделялось мотоциклам с приводом на колесо коляски. Подобные аппараты BMW R-75 и Zundapp KS-750 имелись у противника в большом количестве и значительно повышали тактико-технические возможности его подразделений. Тюменский мотозавод спроектировал и изготовил два опытных мотоцикла TM3-53 на базе М-72 с приводом на колесо коляски. Повышенная проходимость достигалась наличием демультипликатора в 4-ступенчатой КПП с задним ходом и приводом на подрессоренное колесо коляски от блокирующегося дифференциала. Кроме того, у мотора М-72 увеличили крутящий момент и повысили мощность до 28 л.с., применили зажигание от магнето (более надежное, чем батарейное) и 2-дисковое сцепление вместо однодискового. Отличительной особенностью TM3-53 были мощные шины размером 6,0-16” с развитым протектором. Клиренс также несколько увеличили – до 180 мм.

Мотоциклы TM3-53 прошли испытания в трудных дорожных условиях зимой и летом, а также совместно с R-75 и KS-750. По динамике они оказались равноценными, а на бездорожье тюменский мотоцикл показал лучшие результаты, особенно на подъемах более 26°. Уступал он только «Цундаппу» – по экономичности и запасу хода вследствие меньшего бензобака. Испытания показали, что TM3-53 может буксировать 45-мм противотанковую пушку, а в некоторых условиях – даже 76-мм артсистему. Однако в серию этот мотоцикл не пошел: выпускать его было некому, а в Тюмени не справлялись даже с производством М-72.

Другой подобный мотоцикл схемы 3x2 марки М-73 построили в Военной академии им. Сталина. За основу взяли исходный М-72, установив привод на колесо коляски. М-73 отличался от серийного мотоцикла отключаемым приводом на колесо коляски без дифференциала, другим передаточным отношением редуктора и тормозом колеса коляски. Шины были сохранены штатные, как и свечная подвеска заднего колеса, в противоположность TM3-53, у которого заднее колесо крепилось жестко. Испытания показали удовлетворительные результаты, и Горьковский мотозавод изготовил еще пять образцов.

Мотор М-72 оказался очень надежным, поэтому использовался на целом ряде серийных и опытных конструкций. В частности, он устанавливался на аэроглиссер ОКБ НКРФ, мотосани НАТИ МС-1, аэросани РФ-7, РФ-12, зимние пулеметовозы майора Форстепа и другие образцы.

http://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t475104.jpg  М-72 обр. 1942 г. с противотанковым ружьем Симонова.!

http://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t233292.jpg  Мотоциклисты на М-72 въезжают на Красную площадь, 1946 г.

Статистика поставки тяжелых мотоциклов АМ-600 в действующую армию в период войны

Завод

1941

1941

1942

1942

1943

1943

план

факт

план

факт

план

факт

Таганрогский завод №65

6000

2992

-

-

-

-

Тюменьский мотозавод

-

-

1000

187

760

427

Статистика поставки тяжелых мотоциклов М-72 в действующую армию в период войны

Завод

1941 план

1941 факт

1942 план

1942 факт

1943 план

1943 факт

1944 план

1944 факт

За 4 месяца 1945 план

За 4 месяца 1945 факт

Таганрогский завод №65

1500

0

-

-

-

-

-

-

-

-

Московский мотозавод

12500

1753

-

-

-

-

-

-

-

-

Харьковский мотозавод

13000

233

-

-

-

-

-

-

-

-

Горьковский мотозавод

0

442

5000

1268

2290

1126

2400

2312

800

670

Ленинградский мотозавод

5000

0

-

-

-

-

-

-

-

-

Ирбитский мотозавод

-

-

5000

1573

4300

2207

3600

3068

1200

925

Литература

1. Иерусалимский А.М., Иванов А.А., Бекман В.В. Мотоциклетный справочник. 2-е изд. -М.:Машгиз, 1941.
2. Краткое руководство по войсковому ремонту мотоцикла М-72. – М.: Воен. изд-во, 1942.
3. Курихин О.В. История отечественных мотоциклов. 1899-1945 гг. – М.: Наука, 2007.
4. Мотоцикл М-72. Руководство службы. – М.: Воениздат, 1942.
5. Мотоцикл М-72. Конструкция, разборка и сборка, эксплоатация и уход. – М.- Свердловск: Машгиз, 1944.
6. Мотоциклист-боец. Пособие для массовой подготовки мотоциклистов / Под ред. Б.М. Сытина. – М.-Л.: ФиС, 1942.
7. Отчет о работе управления бронепоездов и бронемашин ГБТУ КА за 1941-1945 гг. Бронепоезда, бронемашины, мотоциклы и аэросани. – М.: 1945.
8. Памятка водителю мотоцикла М-72. – М.: Воен. изд-во, 1941.
9. Постников А.К. Советские мотоциклы. – М. -Л.: Изд-во Наркомхоза РСФСР. 1941.
10. Сытин Б.М. Устройство советских мотоциклов.-М. ФиС, 1941.

Источник: журнал Техника и вооружение 2015 01


Вы здесь » Подвижная автомобильная ремонтная мастерская » Мотоциклы » Ирбитский мотоциклетный завод